Э,П.Учебный план АООП НОО 7.2

Подписан: Л.Г.Шевелева

Л.Г.Шевелева

DN: C=RU, OU=учреждение, O=МАОУ СОШ№132,
CN=Л.Г.Шевелева, E=soch132@eduekb.ru
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: 12345678
Дата: 2021.01.14 17:30:10+05'00'
Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1

Учебный план начального общего образования муниципального автономного
общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 132 , реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального
общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант7.2), разработан на основании
следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от
29.12.2012 (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 15.07.2016).
- Приказ Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении

порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего,
основного общего и среднего общего образования».

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (в ред.
приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от
18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576)
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №
1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №
253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования».
- Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08
июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015 г., № 38 от 26 января 2016 г., № 459 от
21.04.2016 г., № 1677 от 29.12 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего,
основного общего, среднего общего образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. №
28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования
к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
- СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утверждены постановлением
Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г.
№ 26;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего
образования обучающихся с задержкой психического развития.
- Устав МАОУ СОШ № 132.
Учебный план МАОУ СОШ № 132, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ЗПР и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом, определяет общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки
обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения).
Цель учебного плана: создание условий для получения каждым обучающимся с ЗПР доступного качественного образования в соответствии с его образовательными потребностями, создание условий, обеспечивающих успешность детей на на-

чальном уровне образования.
Задачи учебного плана:
 обеспечить реализацию ФГОС НОО обучающихся с ЗПР
 обеспечить преемственность в содержании образования между уровнями начального и основного общего образования;
 предоставить равный доступ к полноценному образованию обучающихся с ЗПР, расширить возможности их социализации и адаптации к жизни в обществе;
 обеспечить удовлетворение познавательных интересов обучающихся с
ЗПР в различных сферах человеческой деятельности;
 воспитывать у обучающихся с ЗПР уважение к правам и свободам человека, гражданственность, трудолюбие, любовь к природе, родине, семье, культуре, традициям и духовно-нравственным ценностям своего народа.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 132 реализует адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) нормативный срок освоения 5 лет.
Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов
обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех
имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР:
формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой
социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования;
формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в
экстремальных ситуациях;
личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью.

Организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности,
в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т. д.).
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки
обучающихся использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение
отдельных учебных предметов обязательной части, а именно учебных предметов
«Русский язык», «Иностранный язык».
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного
плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
Отбор содержания образования осуществляется с учетом, того, что на первом
уровне общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе:
- закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат;
- формируются универсальные учебные действия;
- развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности обучающегося с
учителем и одноклассниками,
-формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения
личности с обществом и окружающими людьми.
В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой
предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР.
Предметная
Учебный
Основные задачи реализации содержания
область
предмет
Русский язык и
Русский язык,
Овладение грамотой, основными речевыми
литературное
Литературное
формами и правилами их применения. Развичтение
чтение,
тие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму.
Родной язык и
Родной язык,
Овладение способностью пользоваться устной
литературное
Литературное
и письменной речью для решения соответстчтение на родном чтение на родвующих
возрасту житейских задач. Развитие
языке
ном языке,
способности к словесному самовыражению на
Иностранный язык Иностранный
уровне, соответствующем возрасту и развитию
язык
ребенка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о
языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника-

тивных умений, нравственных и эстетических
чувств, способностей к творческой деятельности.
Математика
и Математика
Овладение началами математики (понятием
информатика
числа, вычислениями, решением простых задач и другими). Овладение способностью
пользоваться математическими знаниями при
решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать
меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах практической деятельности). Развитие способности
использовать некоторые математические знания в жизни.
Обществознание Окружающий
Формирование уважительного отношения к
и естествознание мир
семье, населенному пункту, региону, России,
(окружающий
истории, культуре, природе нашей страны, её
мир)
современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нем. Формирование модели
безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие способности использовать сформированные представления о мире
для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие
активности, любознательности и разумной
предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы.
Основы религи- Основы религи- Воспитание способности к духовному развиозных культур и озных культур и тию, нравственному самосовершенствованию.
светской этики
светской этики
Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
Искусство
Музыка,
Накопление первоначальных впечатлений о
Изобразительное разных видах искусств (музыка, живопись, хуискусство
дожественная литература, театр и другие) и
получение доступного опыта художественного
творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие
опыта восприятия и способности получать
удовольствие от произведений разных видов
искусств, выделение собственных предпочте-

Технология

Технология

Физическая
культура

Физическая
культура

ний в восприятии искусства. Формирование
простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка
и их использование в организации обыденной
жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства.
Овладение основами трудовой деятельности,
необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для
полноценной коммуникации, социального и
трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных
жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной
коммуникации, социального и трудового
взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для
своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким.
Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение основными
представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия
с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим
дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в
занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна.
Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических
нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки
на сохранение и укрепление здоровья, навыков
здорового и безопасного образа жизни.

*Изучение учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» реализуется за счет 5% учебного времени, выделяемого на изучение
предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» на основании заявлений родителей (законных представителей) о выборе в качестве родного языка русского языка
Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными
и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков
адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное
соотношение, содержание осуществляется организацией самостоятельно, исходя из
психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций
ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме.
Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагогипсихологи), так же и медицинские работники.
Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий.
Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся.
Основные задачи реализации содержания:
Коррекционно- Коррекционноразвивающие занятия
развивающая
область
«Развитие
высших Совершенствование движений. Коррекция
психических
функ- отдельных сторон психической деятельноций»,
сти и личностной сферы. Формирование
учебной мотивации, стимуляция сенсорно«Коррекция устной и перцептивных, мнемических и интеллектуписьменной речи»,
альных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование
«Сохранение и укре- позитивного отношения к своему «Я», попление психологиче- вышение уверенностив себе, развитие саского здоровья обу- мостоятельности, формирование навыков
чающихся с ЗПР».
самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической,
описательноповествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова,
развитие лексической системности, формирование семантических полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
«Ритмика».
Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоциональноволевой сфер. Развитие общей моторики.
Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в

том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа,
коррекция пространственной ориентировки
Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР внеурочная
деятельность организуется по направлениям развития личности спортивнооздоровительное, нравственное, социальное. Организация занятий по направлениям
внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации.
Выбор направлений внеурочной деятельности определяется организацией.
Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП
НОО определяет организация.
АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько
учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу
особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных
представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются
индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей,
формы образования).
Организация учебной деятельности.
Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5
лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса.
Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья
обучающихся.
Продолжительность учебного года на уровне начального общего образования
составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классов устанавливаются в течение года дополнительные
недельные каникулы.
Учебные занятия начинаются в 08.30 часов утра. Продолжительность урока составляет 40 минут. При определении продолжительности урока в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в
сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4
урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый);
Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык»,
«Литературное чтение» и «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке»
может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. Так количество часов, отводимых на
изучение предмета «Русский язык» увеличено до 5 часов в неделю в 3-4 классах за
счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный
язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы
первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают

личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета
«Иностранный язык» начинается со 2-го класса. На его изучение отводится 2 часа в
неделю за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык»
класс делится на две группы.
Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и
восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся,
развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения
осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное
время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут.
Количество учебных занятий за 5 учебных лет составляет 3732 часа.
Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального общего
обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ
ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2)

Муниципального автономного общеобразовательного
учреждения средней общеобразовательной
школы № 132 г. Екатеринбурга
Предметные области

Учебные предметы

Обязательная часть
Русский язык.
Русский язык и
литературное чтение Литературное чтение.
Родной язык и
Родной язык
литературное чтение (русский)
на родном языке
Литературное чтение на родном языке (русском)
Иностранный язык Иностранный язык.
Английский язык.
Математика и инМатематика
форматика
Обществознание и Окружающий мир
Естествознание
(окружающий мир)
Основы религиозОсновы религиозных культур и
ных культур и светсветской этики
ской этики
Искусство
Музыка

Количество часов в неделю
1
1
2
3
4
доп.

всего

4

4

4

4

4

25

4

4

4

4

3

19

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

2,5

-

-

2

2

2

6

4

4

4

4

4

20

2

2

2

2

2

10

-

-

-

-

1

1

1

1

1

1

1

5

Изобразительное
искусство
Технология
Технология
Физическая кульФизическая культутура
ра
Максимально допустимая недельная
нагрузка при 5-дневной учебной недели
Внеурочная деятельность
Развитие высших
психических функций
Коррекция устной и
Коррекционнописьменной речи
развивающая обРитмика
ласть
Сохранение и укрепление психологического здоровья
обучающихся с ЗПР
Всего часов, отводимых на реализацию
коррекционно-развивающих занятий

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)

1

1

1

1

1

5

1
3

1
3

1
3

1
3

1
3

5
15

21

21

23

23

23

111

3

3

3

3

3

15

2

2

2

2

2

10

1

1

1

1

1

5

1

1

1

1

1

5

7

7

7

7

7

35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».