Подписан: Л.Г.Шевелева Л.Г.Шевелева DN: C=RU, OU=учреждение, O=МАОУ СОШ№132, CN=Л.Г.Шевелева, E=soch132@eduekb.ru Основание: Я являюсь автором этого документа Местоположение: 12345678 Дата: 2021.01.14 17:30:10+05'00' Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1 Учебный план начального общего образования муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 132 , реализующей адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант7.2), разработан на основании следующих нормативных документов: - Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273- ФЗ от 29.12.2012 (с изменениями и дополнениями вступившими в силу с 15.07.2016). - Приказ Министерства просвещения РФ от 28.08.2020 г. № 442 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643, от 18.05.2015 № 507, от 31.12.2015 № 1576) - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования». - Приказы Министерства образования и науки Российской Федерации № 576 от 08 июня 2015 г., № 1529 от 28 декабря 2015 г., № 38 от 26 января 2016 г., № 459 от 21.04.2016 г., № 1677 от 29.12 2016 г. "О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». - СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26; - Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. - Устав МАОУ СОШ № 132. Учебный план МАОУ СОШ № 132, обеспечивает введение в действие и реализацию требований ФГОС НОО обучающихся с ЗПР и выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных действующим СанПиНом, определяет общий объем нагрузки, максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных и коррекционноразвивающих областей по классам (годам обучения). Цель учебного плана: создание условий для получения каждым обучающимся с ЗПР доступного качественного образования в соответствии с его образовательными потребностями, создание условий, обеспечивающих успешность детей на на- чальном уровне образования. Задачи учебного плана: обеспечить реализацию ФГОС НОО обучающихся с ЗПР обеспечить преемственность в содержании образования между уровнями начального и основного общего образования; предоставить равный доступ к полноценному образованию обучающихся с ЗПР, расширить возможности их социализации и адаптации к жизни в обществе; обеспечить удовлетворение познавательных интересов обучающихся с ЗПР в различных сферах человеческой деятельности; воспитывать у обучающихся с ЗПР уважение к правам и свободам человека, гражданственность, трудолюбие, любовь к природе, родине, семье, культуре, традициям и духовно-нравственным ценностям своего народа. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 132 реализует адаптированную основную общеобразовательную программу начального общего образования для обучающихся с ЗПР (вариант 7.2) нормативный срок освоения 5 лет. Учебный план состоит из двух частей — обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных предметных областей, которые должны быть реализованы во всех имеющих государственную аккредитацию образовательных организациях, реализующих АООП НОО, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с ЗПР: формирование социальных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение; готовность обучающихся к продолжению образования на последующей ступени основного общего образования; формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям; формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях; личностное развитие обучающегося в соответствии с его индивидуальностью. Организация самостоятельна в осуществлении образовательной деятельности, в выборе видов деятельности по каждому предмету (предметно-практическая деятельность, экскурсии и т. д.). Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для обучающихся с ЗПР, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. В 1 и 1 дополнительном классах эта часть отсутствует. Время, отводимое на данную часть, внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на увеличение учебных часов, отводимых на изучение отдельных учебных предметов обязательной части, а именно учебных предметов «Русский язык», «Иностранный язык». Количество часов, отведенных на освоение обучающимися с ЗПР учебного плана, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в совокупности не превышает величину максимально допустимой недельной образовательной нагрузки обучающихся в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Отбор содержания образования осуществляется с учетом, того, что на первом уровне общего образования формируются базовые основы и фундамент всего последующего обучения, в том числе: - закладывается основа формирования учебной деятельности ребёнка — система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат; - формируются универсальные учебные действия; - развивается познавательная мотивация и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности обучающегося с учителем и одноклассниками, -формируются основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. В учебном плане представлены семь предметных областей и коррекционноразвивающая область. Содержание учебных предметов, входящих в состав каждой предметной области, обеспечивает целостное восприятие мира, с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся с ЗПР. Предметная Учебный Основные задачи реализации содержания область предмет Русский язык и Русский язык, Овладение грамотой, основными речевыми литературное Литературное формами и правилами их применения. Развичтение чтение, тие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Родной язык и Родной язык, Овладение способностью пользоваться устной литературное Литературное и письменной речью для решения соответстчтение на родном чтение на родвующих возрасту житейских задач. Развитие языке ном языке, способности к словесному самовыражению на Иностранный язык Иностранный уровне, соответствующем возрасту и развитию язык ребенка. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуника- тивных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности. Математика и Математика Овладение началами математики (понятием информатика числа, вычислениями, решением простых задач и другими). Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и другими в различных видах практической деятельности). Развитие способности использовать некоторые математические знания в жизни. Обществознание Окружающий Формирование уважительного отношения к и естествознание мир семье, населенному пункту, региону, России, (окружающий истории, культуре, природе нашей страны, её мир) современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нем. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме. Развитие способности использовать сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Развитие активности, любознательности и разумной предприимчивости во взаимодействии с миром живой и неживой природы. Основы религи- Основы религи- Воспитание способности к духовному развиозных культур и озных культур и тию, нравственному самосовершенствованию. светской этики светской этики Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Искусство Музыка, Накопление первоначальных впечатлений о Изобразительное разных видах искусств (музыка, живопись, хуискусство дожественная литература, театр и другие) и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребенку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, театров, концертов. Развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений разных видов искусств, выделение собственных предпочте- Технология Технология Физическая культура Физическая культура ний в восприятии искусства. Формирование простейших эстетических ориентиров (красиво и некрасиво) в практической жизни ребенка и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие опыта самовыражения в разных видах искусства. Овладение основами трудовой деятельности, необходимой в разных жизненных сферах, овладение технологиями, необходимыми для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Овладение трудовыми умениями, необходимыми в разных жизненных сферах, овладение умением адекватно применять доступные технологии и освоенные трудовые навыки для полноценной коммуникации, социального и трудового взаимодействия. Формирование положительного опыта и установки на активное использование освоенных технологий и навыков для своего жизнеобеспечения, социального развития и помощи близким. Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. Овладение основными представлениями о собственном теле, возможностях и ограничениях его физических функций, возможностях компенсации. Формирование понимания связи телесного самочувствия с настроением, собственной активностью, самостоятельностью и независимостью. Овладение умениями поддерживать образ жизни, соответствующий возрасту, потребностям и ограничениям здоровья, поддерживать режим дня с необходимыми оздоровительными процедурами. Овладение умениями включаться в занятия на свежем воздухе, адекватно дозировать физическую нагрузку, соблюдать необходимый индивидуальный режим питания и сна. Формирование умения следить за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок. Развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости). Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни. *Изучение учебных предметов «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» реализуется за счет 5% учебного времени, выделяемого на изучение предметов «Русский язык» и «Литературное чтение» на основании заявлений родителей (законных представителей) о выборе в качестве родного языка русского языка Коррекционно-развивающая область, согласно требованиям Стандарта, является обязательной частью внеурочной деятельности и представлена фронтальными и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными) и ритмикой, направленными на коррекцию дефекта и формирование навыков адаптации личности в современных жизненных условиях. Выбор коррекционноразвивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание осуществляется организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР на основании рекомендаций ПМПК и индивидуальной программы реабилитации инвалида. Коррекционноразвивающие занятия могут проводиться в индивидуальной и групповой форме. Организация внеурочной деятельности предполагает, что в этой работе принимают участие все педагогические работники организации (учителя, педагогипсихологи), так же и медицинские работники. Распределение часов, предусмотренных на внеурочную деятельность, осуществляется следующим образом: недельная нагрузка ― 10 ч, из них 7 ч отводится на проведение коррекционных занятий. Коррекционно-развивающая область включена в структуру учебного плана с целью коррекции недостатков психофизического развития обучающихся. Основные задачи реализации содержания: Коррекционно- Коррекционноразвивающие занятия развивающая область «Развитие высших Совершенствование движений. Коррекция психических функ- отдельных сторон психической деятельноций», сти и личностной сферы. Формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно«Коррекция устной и перцептивных, мнемических и интеллектуписьменной речи», альных процессов. Гармонизация психоэмоционального состояния, формирование «Сохранение и укре- позитивного отношения к своему «Я», попление психологиче- вышение уверенностив себе, развитие саского здоровья обу- мостоятельности, формирование навыков чающихся с ЗПР». самоконтроля. Развитие речевой деятельности, формирование и развитие различных видов устной речи (разговорнодиалогической, описательноповествовательной). Обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях. «Ритмика». Укрепление здоровья, коррекция недостатков психомоторной и эмоциональноволевой сфер. Развитие общей моторики. Развитие умения слушать музыку, выполнять под музыку различные движения, в том числе и танцевальные, с речевым сопровождением и пением. Развитие координации движений, чувства ритма, темпа, коррекция пространственной ориентировки Обязательным компонентом учебного плана является внеурочная деятельность. В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ЗПР внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности спортивнооздоровительное, нравственное, социальное. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательной деятельности в образовательной организации. Выбор направлений внеурочной деятельности определяется организацией. Чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации АООП НОО определяет организация. АООП НОО обучающихся с ЗПР может включать как один, так и несколько учебных планов. Для развития потенциала тех обучающихся с ЗПР, которые в силу особенностей психофизического развития испытывают трудности в усвоении отдельных учебных предметов, могут разрабатываться с участием их родителей (законных представителей) индивидуальные учебные планы, в рамках которых формируются индивидуальные учебные программы (содержание дисциплин, курсов, модулей, формы образования). Организация учебной деятельности. Сроки освоения АООП НОО (вариант 7.2) обучающимися с ЗПР составляют 5 лет, с обязательным введением 1 дополнительного класса. Продолжительность учебной недели в течение всех лет обучения – 5 дней. Пятидневная рабочая неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Продолжительность учебного года на уровне начального общего образования составляет 34 недели, в 1 и 1 дополнительном классах — 33 недели. Для обучающихся в 1 и 1 дополнительном классов устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Учебные занятия начинаются в 08.30 часов утра. Продолжительность урока составляет 40 минут. При определении продолжительности урока в 1 и 1 дополнительном классах используется «ступенчатый» режим обучения: в первом полугодии (в сентябре, октябре − по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре − по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май − по 4 урока по 40 минут каждый); Количество часов, отводимых на изучение учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение» и «Родной язык», «Литературное чтение на родном языке» может корректироваться в рамках предметной области «Филология» с учётом психофизических особенностей обучающихся с ЗПР. Так количество часов, отводимых на изучение предмета «Русский язык» увеличено до 5 часов в неделю в 3-4 классах за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В предметную область «Филология» введен учебный предмет «Иностранный язык», в результате изучения которого у обучающихся с ЗПР будут сформированы первоначальные представления о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира. Обучающиеся с ЗПР приобретут начальный опыт использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком. Изучение учебного предмета «Иностранный язык» начинается со 2-го класса. На его изучение отводится 2 часа в неделю за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. При проведении занятий по предмету «Иностранный язык» класс делится на две группы. Часы коррекционно-развивающей области представлены групповыми и индивидуальными коррекционно-развивающими занятиями (психокоррекционными), направленными на коррекцию недостатков психофизического развития обучающихся и восполнение пробелов в знаниях, а также групповыми занятиями по ритмике, направленными на коррекцию отклонений в развитии моторной деятельности обучающихся, развитие пространственных представлений, координации движений и улучшения осанки детей. Количество часов в неделю указывается на одного учащегося. Коррекционно-развивающие занятия проводятся в течение учебного дня и во внеурочное время. На индивидуальные коррекционные занятия отводится до 25 мин., на групповые занятия – до 40 минут. Количество учебных занятий за 5 учебных лет составляет 3732 часа. Время, отводимое на внеурочную деятельность, на уровне начального общего обучения составляет − 1680 часов, из них 1176 ч приходится на коррекционноразвивающее направление. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ВАРИАНТ 7.2) Муниципального автономного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 132 г. Екатеринбурга Предметные области Учебные предметы Обязательная часть Русский язык. Русский язык и литературное чтение Литературное чтение. Родной язык и Родной язык литературное чтение (русский) на родном языке Литературное чтение на родном языке (русском) Иностранный язык Иностранный язык. Английский язык. Математика и инМатематика форматика Обществознание и Окружающий мир Естествознание (окружающий мир) Основы религиозОсновы религиозных культур и ных культур и светсветской этики ской этики Искусство Музыка Количество часов в неделю 1 1 2 3 4 доп. всего 4 4 4 4 4 25 4 4 4 4 3 19 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 0,5 0,5 0,5 0,5 0,5 2,5 - - 2 2 2 6 4 4 4 4 4 20 2 2 2 2 2 10 - - - - 1 1 1 1 1 1 1 5 Изобразительное искусство Технология Технология Физическая кульФизическая культутура ра Максимально допустимая недельная нагрузка при 5-дневной учебной недели Внеурочная деятельность Развитие высших психических функций Коррекция устной и Коррекционнописьменной речи развивающая обРитмика ласть Сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся с ЗПР Всего часов, отводимых на реализацию коррекционно-развивающих занятий Powered by TCPDF (www.tcpdf.org) 1 1 1 1 1 5 1 3 1 3 1 3 1 3 1 3 5 15 21 21 23 23 23 111 3 3 3 3 3 15 2 2 2 2 2 10 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 7 7 7 7 7 35