Подписан: Л.Г.Шевелева Л.Г.Шевелева Принято Педагогическим советом Протокол № от 28 августа 2020 г DN: C=RU, OU=учреждение, O=МАОУ СОШ№132, CN=Л.Г.Шевелева, E=soch132@eduekb.ru Основание: директор МАОУ СОШ№132 Местоположение: 620010, г.Екаткринбург. ул. Бородина.д.1 Дата: 2021.01.14 12:35:37+05'00' Foxit PhantomPDF Версия: 10.1.1 Утверждено приказам директора МАОУ СОШ № 132 № 424 от 01.09.2020 Положение об оценке результатов обучения и развития обучающихся 1-х классов МАОУ СОШ № 132 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ « об образовании в Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 августа 2020г. № 442 « об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам- образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» и Уставом МАОУ СОШ №132 (далее – Школа). 1.2. Данное Положение определяет оптимальные формы, способы контроля, оценку результатов обучения и развития первоклассников, так как в первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий. 1.3.Для определения результатов обучения и личностного развития обучающихся 1 классов используется безотметочная оценка успешности освоения образовательной программы и обучение без домашних заданий. Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует пятибалльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Осуществляется качественная оценка. 1.4. Основными принципами безотметочного обучения в школе являются: а) дифференцированный подход при осуществлении оценочных и контролирующих действий; б) контроль и оценивание строятся на критериальной основе, выработанной методическим объединением учителей начальных классов; в) самоконтроль и самооценка обучающегося предшествуют контролю и оценке сверстников и учителя. 1.5.Главным критерием самооценки и оценки является уровень соответствия результатов обучения и личностного развития обучающегося планируемым результатам Основной образовательной программы начального общего образования, требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в том числе: а) уровень достижения предметных результатов (усвоения опорных знаний, предметных способов действий); б) уровень сформированности универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных). 1.6. Функцией самооценки и самоконтроля является определение обучающимся границы своего знания-незнания, выявление потенциальных возможностей личностного развития. 1.7.Функция оценки и контроля заключается в определении учителем уровней достижения предметных результатов и сформированности универсальных учебных действий обучающегося. 1.8. Конечная цель безотметочного обучения – формирование у обучающихся адекватной самооценки и развитие учебной самостоятельности в осуществлении контрольно-оценочной деятельности. 2. Содержание и организация безотметочной системы контроля и оценки уровней достижения предметных результатов и сформированности универсальных учебных действий. 2.1.При безотметочном обучении используются такие средства контроля и оценки, которые позволяют зафиксировать индивидуальное продвижение каждого обучающегося без сравнения его с другим. 2.2. Оценке не подлежат темп работы обучающегося, его личностные качества, своеобразие психических процессов (особенности памяти, внимания, мышления и т.д.). 2.3. Видами контроля уровня достижения предметных результатов в 1 классе являются: текущий контроль, тематический контроль, промежуточный контроль, итоговый контроль. 2.4.Контрольные работы в 1 классе не проводятся. Устанавливаются следующие формы контроля за уровнем достижения предметных результатов: а) устный опрос; б) письменный опрос: - самостоятельные проверочные работы, специально формирующие навыки самоконтроля и самооценки обучающихся после освоения ими определѐнных тем; проверочные работы, демонстрирующие умения обучающихся применять усвоенные поопределѐнной теме знания на практике; в) тестовые диагностические задания; г) графические работы: рисунки, диаграммы, схемы, чертежи и т.д.; д) проверка навыка чтения; е) дидактическая игра; ж) списывание; з) беседа; и) наблюдение; к) практическая работа л) проекты 2.5.Видами контроля уровня сформированности универсальных учебных действий в 1 классе являются: стартовый контроль и итоговый контроль. 2.7. Устанавливаются следующие формы контроля за уровнями сформированности универсальных учебных действий: а) диагностическая работа б) комплексная проверочная работа на межпредметной (интегрированной) основе; в) наблюдение; г) портфолио; д) беседа. 2.5. Стартовый контроль сформированности универсальных способов действий в 1 классе основывается на результатах обследования общей готовности первоклассников к обучению в школе. При этом определяются стартовые условия обучения детей, позволяющие определить зону ближайшего развития, организовать коррекционную работу в зоне актуальных знаний. 2.6. Качественная характеристика уровней достижения предметных результатов и сформированности универсальных учебных действий составляется на основе содержательной оценки учителя, рефлексивной самооценки обучающегося и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год. 2.7. Итоговый результат определяется в конце учебного года на основании промежуточных результатов и результатов итогового контроля. 3. Механизм определения уровня достижения предметных результатов и сформированности универсальных учебных действий. 3.1. Для формирования действий самоконтроля и самооценки обучающимися первых классов особое внимание уделяется развитию рефлексивных умений и навыков обучающихся. 3.2. Результаты итоговой и промежуточной аттестации фиксируются в специальном «Листе индивидуальных достижений». В/Б – выше базового (высокий) уровень, Б – базовый уровень, Н/Б – уровень ниже базового. 3.3. При определении уровня развития умений и навыков по литературному чтению необходимо, прежде всего, учитывать: понимание прочитанного текста, а так же способ чтения, правильность, беглость, выразительность, владение речевыми навыками и умениями работать с текстом. 3.3.1. Высокому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют плавный слоговой способ чтения без ошибок при темпе не менее 35-40 слов в минуту (на конец учебного года), понимание значения отдельных слов и предложений, умение выделить главную мысль прочитанного и найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 3.3.2. Базовому уровню развития навыка чтения в 1-ом классе соответствует слоговой способ чтения, если при чтении допускается от 2 до 4 ошибок, темп чтения 25-30 слов в минуту (на конец учебного года); во втором классе (I полугодие) 40-45 слов в минуту (целыми словами). Обучающийся не может понять отдельные слова при общем понимании прочитанного, умеет выделить главную мысль, но не может найти в тексте слова и выражения, подтверждающие эту мысль. 3.3.3.Ниже базового уровня развития навыка чтения в 1-ом классе соответствуют чтение по буквам при темпе ниже 20 слов в минуту без смысловых пауз и чёткости произношения, во втором классе (I полугодие) ниже 25 слов (слог + слово), непонимание общего смысла прочитанного текста, неправильные ответы на вопросы по содержанию. 3.4. При выявлении уровня развития умений и навыков по русскому языку необходимо учитывать развитие каллиграфического навыка, знаний, умений и навыков по орфографии, сформированность устной речи. 3.4.1. Высокому уровню развития навыка письма соответствует письмо с правильной каллиграфией. Допускается 1-2 негрубых недочёта. 3.4.2. Базовому уровню развития навыка соответствует письмо, если имеется 2-3 существенных недочёта (несоблюдение наклона, равного расстояния между буквами, словами, несоблюдение пропорций букв по высоте и ширине и др.) и 1-2 негрубых недочёта. 3.4.3. Ниже базового уровня развития каллиграфического навыка соответствует письмо, которое в целом не соответствует многим из перечисленных выше требований, небрежное, неразборчивое, с помарками. 3.4.4. К числу негрубых недочётов относятся: а) частичные искажения формы букв: б) несоблюдение точных пропорций по высоте заглавных и строчных букв; в) наличие нерациональных соединений, искажающих форму букв; г) выход за линию рабочей строки, недописывание до неё; е) отдельные случаи несоблюдения наклона, равного расстояния между буквами и словами. 3.4.5.Высокому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо без ошибок как по текущему, так и по предыдущему материалу. 3.4.6. Базовому уровню развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, при котором число ошибок не превышает 5 и работы не содержат более 5—7 недочетов. 3.4.7.Ниже базового уровня развития знаний, умений и навыков по орфографии соответствует письмо, в котором число ошибок и недочётов превышает указанное количество. 3.5. Критериями оценки сформированности устной речи являются: а) полнота и правильность ответа; б) степень осознанности усвоения излагаемых знаний; в) последовательность изложения; г) культура речи. 3.5.1. Высокому уровню развития устной речи соответствуют полные, правильные связанные, последовательные ответы обучающегося без недочётов или допускается не более одной неточности в речи. 3.5.2. Базовому уровню развития устной речи соответствуют ответы, близкие к требованиям, удовлетворяющим для оценки высокого уровня, но обучающийся допускает неточности в речевом оформлении ответов. 3.5.3. Ниже базового уровня развития устной речи соответствуют ответы, если ученик в целом обнаруживает понимание излагаемого материала, но отвечает неполно, по наводящим вопросам, затрудняется самостоятельно подтвердить правило примерами, допускает ошибки при работе с текстом и анализе слов и предложений, которые исправляет только при помощи учителя, излагает материал несвязно, недостаточно последовательно, допускает неточности в употреблении слов и построении словосочетаний и предложений. 3.6. При определении уровня развития умений и навыков по математике необходимо учитывать развитие устных и письменных вычислительных навыков, сформированность умения решать простые задачи, ориентироваться в простейших геометрических понятиях. 3.6.1. Высокому уровню развития устных вычислительных навыков соответствует осознанное усвоение изученного учебного материала и умение самостоятельно им пользоваться, производить вычисления правильно и достаточно быстро. 3.6.2.Базовому уровню развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик допускает отдельные неточности в формулировках, не всегда использует рациональные приёмы вычислений. 3.6.3. Ниже базового уровня развития устных вычислительных навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала. 3.6.4. Высокому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, выполненные безошибочно. 3.6.5. Базовому уровню развития письменных вычислительных навыков соответствуют работы, в которых допущено не более 3 грубых ошибок. 3.6.6. Высокому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых обучающийся может самостоятельно и безошибочно решить задачу (составить план, решить, объяснить ход решения и точно сформулировать ответ на вопрос задачи). 3.6.7. Базовому уровню сформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых обучающийся допускает отдельные неточности в формулировках, допускает ошибки в вычислениях и решениях задач, но исправляет их сам или с помощью учителя. При этом в работах не должно быть более одной грубой и 3-4 негрубых ошибок. 3.6.8. Ниже базового уровнясформированности умения решать задачи соответствуют работы и ответы, в которых обучающийся не справляется с решением задач и вычислениями в них даже с помощью учителя. Допускает 2 и более грубые ошибки. 3.6.9. Высокому уровню сформированности умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть геометрические фигуры и их существенные признаки (кривая и прямая линии, луч, отрезок, ломаная, угол, треугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат), распознавать геометрические фигуры, чертить их, используя линейку, угольник, циркуль. 3.6.10. Базовому уровню умения ориентироваться в геометрических понятиях соответствуют умения называть и распознавать геометрические фигуры, но при этом обучающийся допускает неточности в определении существенных признаков фигур. 3.6.11. Ниже базового уровня умения ориентироваться в геометрических понятиях определяются знания и умения, несоответствующие указанным требованиям. 3.7. Определение уровня развития умений и навыков по ознакомлению с окружающим миром производится в соответствии с требованием программ на основе анализа результатов бесед, наблюдений, практических работ и дидактических игр. 3.7.1. Высокому уровню развития этих умений и навыков соответствуют ответы, представляющие собой правильные, логически законченные рассказы с опорой на свои непосредственные наблюдения явлений в окружающем природном и социальном мире. Обучающийся способен установить и раскрыть возможные взаимосвязи, умеет применять свои знания на практике. 3.7.2. Базовому уровню умений и навыков по этому предмету соответствуют ответы, построенные как правильные, логически законченные рассказы, но обучающийся допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, неполно раскрывает взаимосвязи явлений, испытывает трудности в применении своих знаний на практике. 3.7.3.Ниже базового уровня развития этих умений и навыков соответствуют ответы, в которых ученик обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя. 3.8.При определении уровня сформированности универсальных учебных действий в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта метапредметными результатами освоения образовательной программы начального общего образования выступает овладение обучающимися следующими основными группами учебных действий: регулятивными действиями:определять цель деятельности на уроке,умение работатьпо плану, контролировать выполнение заданий; коммуникативными действиями:умение аргументировать свою точку зрения,объяснять свое мнение; познавательными действиями:ориентироваться в учебнике:искать нужнуюинформацию, сравнивать и группировать предметы, извлекать информацию из сюжетного рисунка, переводить информацию из одного вида в другой (из рисунка в схематический рисунок), вычитывать информацию из текста и схемы; 3.8.1. При определении уровня сформированности универсальных учебных действий необходимо учитывать умения обучающегося работать с книгой, планировать свою работу, наблюдать, обобщать, сравнивать, обосновать оценку, делать самооценочные суждения. 3.8.2.Высокому уровню развития умения работать с книгой соответствует способность обучающегося самостоятельно ориентироваться в какой-либо детской книге из доступного круга чтения, легко вычленять на обложке и прочитывать название книги, определять тему (о чём расскажет книга), сопоставляя три внешних показателя ее содержания (фамилию автора, заглавие, иллюстрации на обложке и в тексте). 3.8.3. Базовому уровню развития умения работать с книгой соответствует умение самостоятельно ориентироваться в какой- либо детской книге, вычленять на обложке и прочитывать название книги (фамилию автора и заглавие), определять тему, сопоставляя не менее двух основных внешних показателей её содержания (фамилию автора или заглавие и иллюстрации на обложке и в тексте). 3.8.4. Ниже базового уровня развития умения работать с книгой соответствует такая деятельностьобучающегося, при которой он обращается к книге только после напоминания учителя, самостоятельно ориентируется только в книге с типовым оформлением, вычленяет и прочитывает название с помощью учителя, определяет тему (о чем расскажет книга), принимая во внимание главным образом иллюстрации на обложке и в тексте). 3.9. Умение обучающихся планировать свою работу определяется учителем на основе наблюдений за деятельностью детей на различных уроках. 3.9.1. Высокому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, самостоятельно и последовательно составить алгоритм действий, выбрать рациональные приёмы и способы работы. 3.9.2. Базовому уровню соответствует умение правильно понять учебную задачу, с помощью учителя составить алгоритм действий и выбрать рациональные приёмы и способы работы. 3.9.3. Ниже базовый уровень определяется непонимание учеником учебной задачи — составление последовательного алгоритма действий только при непосредственном участии учителя, существенные затруднения при выборе рациональных приемов и способов работы, даже при помощи учителя. 3.10. Определение уровня развития познавательных мотивов и активности обучающихся производится по результатам наблюдения учителя за деятельностью обучающихся в урочной и неурочной деятельности и при помощи диагностических методик. 3.10.1. При высоком уровне развития общественной активности обучающийся принимает активное участие в деятельности классного коллектива, во время бесед с интересом обсуждает вопросы, правильно оценивает ситуации, аргументирует свою точку зрения, умеет организовать ребят, повести за собой. 3.10.2. При базовом уровне развития общественной активности,обучающийся принимает участие в деятельности классного коллектива, следуя за другими ребятами участвует в обсуждении различных вопросов и событий, но испытывает затруднения в аргументации своей точки зрения. 3.10.3. При уровне ниже базового общественной активности обучающийся малоактивен в делах классного коллектива, предпочитает позицию зрителя, иногда увлекается порученным делом, но быстро охладевает к нему. При оценке событий не умеет аргументировать свою точку зрения или неверно их оценивает. 3.11. При высоком уровне сформированности отношения к учению проявляется повышенный интерес обучающегося к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться как долг, всегда добросовестен в учении. 3.11.1. При базовом уровне сформированности отношения к учению проявляется интерес ребёнка к знаниям, он понимает необходимость хорошо учиться, добросовестен в учении, но иногда бывают срывы. 3.12.2. При уровне ниже базового сформированности отношения к учению не проявляется интерес к знаниям или этот интерес ситуативен, обучающийся добросовестен только по отношению к предметам, к которым проявляет интерес, учится по принуждению, не проявляет старания. 3.13. Высоким уровнем определяется ответственное отношение ребёнка к любым трудовым поручениям, он любит участвовать в трудовых делах, проявляет инициативу. 3.13.1. Базовым уровнем определяется, как правило, ответственное отношение обучающегося к трудовым поручениям, но в отдельных случаях он может не выполнить порученное, любит участвовать в трудовых делах, но включается в них только по инициативе других. 3.13.2. Уровень ниже базового определяется отношение к трудовым поручениям тогда, когда осуществляется постоянный контроль со стороны учителя, включение в трудовую деятельность происходит лишь по необходимости, ученик редко доводит дело до конца, часто уклоняется от участия в трудовых делах. 3.14. Высокий уровень сформированности отношения к окружающим людям характеризуется следованием нравственным нормам в любых ситуациях, проявлением постоянной готовности помочь товарищам, взрослым и младшим. 3.14.1. Базовый уровень сформированностиотношения к людям характеризуется следованием нравственным нормам, но в сложных конфликтных ситуациях обучающийся нередко теряется, проявляет готовность помочь товарищам, взрослым, но делает это без энтузиазма. 3.14.2. Уровень ниже базового сформированностиотношения к людям характерен для такого поведения, когда обучающийся затрудняется принять правильное решение в жизненных ситуациях, поступает часто интуитивно, сам не ищет места приложения сил, иногда поступает вопреки нравственным нормам, если помогает, то исполняет это как повинность. 4. Взаимодействие с родителями в процессе безотметочного обучения 4.1. В соответствии со ст.28 п.6.1.Федерального закона №273-ФЗ « Об образовании в Российской Федерации» Школа несет ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса; качество образования своих учеников. 4.2. На родительских собраниях учителя знакомят родителей обучающихся с особенностями оценивания в 1-х классах школы, рассказывают об особенностях и важности формирования портфолио обучающегося, приводят аргументы против отметок, называют преимущества безотметочной системы обучения. 4.3. Для информирования родителей о результатах обучения и развития обучающихся в конце каждой четверти учитель проводит родительские собрания и знакомит с «Листом индивидуальных достижений» обучающегося. 4.4.При переходе обучающегося в другую школу учитель вкладывает в личное дело «Таблицу общеучебных умений», а также «Лист индивидуальных достижений».